Сегодня В столице открылась выставка классической живописи Николая Пимоненко
Все новости на Ridjey Group

24.12.12

Сегодня В столице открылась выставка классической живописи Николая Пимоненко

В Национальном художественном музее открылась выставка известного украинского художника-передвижника Николая Пимоненко, посвященная его 150-летию. В юбилейной экспозиции — сто живописных и сорок графических работ из музейных собраний и частных коллекций. Это самая масштабная персональная выставка мастера с 1913 года.

Художника Николая Пимоненко судьба не обделила признанием и популярностью и успехом. Он мог себе позволить работать лишь над тем, что любил. Его неоднократно приглашали преподавать в Петербурге, он был признан в Германии, Франции и Англии. Картины Пимоненко покупали специалисты из Мюнхенского музея и парижского Лувра. И даже знаменитые коллеги по цеху — Мурашко, Репин и Малевич — не жалели для Николая Корнильевича восторженных слов. И при этом он был поистине народным художником — его картины, показывающие быт украинских крестьян, издавали как открытки, а самоучки-маляры потом их перерисовывали и продавали. Это «народное творчество» тоже вошло в юбилейную экспозицию, ведь не каждый мастер удостаивался поистине народного признания.

Особой, живой составляющей столичной выставки стали предметы одежды и быта из музея Николая Пимоненко в селе Малютянка, возле Боярки, под Киевом. Там у художника была дача, на которой он жил значительную часть года. Как-то предгрозовым вечером Николай Корнильевич помог девочке загнать в стойло отару овец. А затем раскрыл альбом и быстро набросал карандашом, как тяжелые тучи заволокли небо и тенями бегут по земле. Вот-вот хлынет ливень. Так родилась картина «Перед грозой». Малютинских крестьян художник рисовал в маленьких альбомах, с которыми никогда не расставался. Находил своих героев в соседних домах, на шумных базарах. «Иногда приводил оттуда домой «живую» натуру — то теленка, то овечку, — писала в воспоминаниях жена художника Александра Владимировна. — Потом рисовал». Наблюдал художник за весельем, танцами, шутками наряженной в праздничную одежду молодежью. Рисовал детей, которые пасут гусей и скот, повседневную жизнь крестьян: сенокос, жатву, пахоту, ярмарки, свадьбы, сватовства, проводы рекрутов, гадания, свидания.

Автор «Черного квадрата» художник-авангардист Казимир Малевич, увидев его картины на выставке в Париже, сказал: «Я еду в Киев. Познакомлюсь с Пимоненко. Это чудо! Столько мольбертов, на каждом — жизнь Украины». Даже великий Илья Репин о нем говорил: «Он был истинный украинец, и не забудется родиной за свои правдивые и милые, как Украина, картины».

Николай Пимоненко родился в пригороде Киева, на Приорке, в семье хозяина иконописной мастерской Корнилия Даниловича Пимоненко. Следуя по стопам отца, маленький Коля пошел учиться в иконописную школу при Киево-Печерской лавре. Там его и заметил Николай Мурашко — основатель и директор Киевской рисовальной школы. Оценив несомненный талант мальчика, Мурашко уговорил известного мецената Николая Терещенко помочь Пимоненко с образованием. Уже на второй год учебы этот студент был признан лучшим учеником и зачислен в штат школы репетитором. В 1882 году Пимоненко выпускается из школы с присвоением звания учителя рисования, а осенью едет поступать в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Учился он в мастерской Владимира Орловского, на дочери которого впоследствии женился. За ранние свои работы молодой художник был награжден двумя малыми и одной большой серебряной медалью академии «За успехи в рисовании». Но 1884 году, по настоянию врачей, Пимоненко вынужден покинуть холодный Петербург и вернуться в Киев. Здесь он становится преподавателем в своей родной Киевской рисовальной школе. Он не только обучал юных художников, но и сам много работал. Его картины, показывающие быт украинского села, становились участниками международных выставок в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников, и ее приобрел Лувр. А с 1899 года Пимоненко стал членом Товарищества передвижных художественных выставок — самой передовой творческой организации того времени.

Однако европейская известность не испортила мастера. Он всегда был украинским художником, жил на родине и рисовал ее жизнь. Пимоненко с этнографической точностью передал обычаи украинского села и города. Все образы, которые мы видим на его картинах — цветочницы, невесты, рекруты, мещане, дети — это реальные люди. Практически он создал уникальную живописную энциклопедию Украины конца ХIХ — начала ХХ века.

После тяжелой болезни 26 марта 1912 года Пимоненко скончался, его похоронили на Лукьяновском кладбище в Киеве. А в 1913 году в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка художника, на которой экспонировалось 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом. С тех пор масштабных персональных выставок Пимоненко не было.

Архив новостей

МЫ ОРГАНИЗОВЫВАЕМ ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ, В РОССИИ, СНГ, ЗА РУБЕЖОМ